Всем нам известно выражение: «тянуть канитель». Это значит заниматься скучным, медленным делом. Но что же такое канитель, почему ее нужно тянуть и как она связана с одним из самых необычных видов вышивки?
Заморское золото
Один из самых древних видов вышивки на территории России – Вышивка канителью. Такой вид вышивки называется еще «золотным шитьем», а работающие с ним вышивальщицы – «золотошвейками». Канитель – это тонкая золотая или серебряная нить, которой вышивались на ткани различные орнаменты. Для изготовления канители раскаляли до белого каления кусок золота, серебра или меди и затем вытягивали клещами тонюсенькую ниточку. Это была ужасно долгая и сложная работа, от ее названия и происходит современное выражение: «тянуть канитель».
Появилась отечественная вышивка канителью незадолго до крещения Руси во время расширения торговых отношений с Византией. Русские мастерицы не могли обойти вниманием богатые одежды восточных гостей. Турецкие, ассирийские ткани, которые привозили гости – так и сияли на солнце и практически сразу раскупались, чтобы стать приданым богатых невест. Естественно, сразу встал вопрос об освоении производства такой ткани в России, чтобы снизить стоимость дорогого византийского товара. Очень скоро русские умелицы освоили вышивку золотым шнуром. На Руси времен князей при каждом богатом дворе обязательно имелись «светлицы» — специальные мастерские, где девушки неустанно совершенствовались в искусстве «золотной» вышивки.
Технология вышивки канителью
Как и вышивка канителью, производство золотых и серебряных нитей требовало немалых навыков и усидчивости. Сначала серебряные и золотые нити свивались в тугую плотную спираль. На круглый стерженек навивалась круглая ниточка, на треугольный - плоская, или «бить». После извлечения стерженька кольца нити чуть-чуть ослабляли, и фасетки плотно прилегали друг к другу. Получалась спиралька – канитель. В зависимости от ее плотности, по-разному начинал играть свет на ткани. Затем канитель нанизывалась на плотную нить, после чего она разрезалась на кусочки разной длины и была готова к вышивке.
Вышивали канитель вприкреп. Это означает, что концы золотой нити при вышивке с двух сторон закреплялись на ткани. Стежки шли плотно, разная плотность нити и фактура позволяла добиться великолепного эффекта «рельефности» ткани и незабываемой игры света. Позже, в ХII веке, вышивальщицы стали перехватывать посередине длинные нити, что помогло укрепить рисунок и создать дополнительные визуальные эффекты.
До наших дней дошло три способа прикрепления канители к ткани.
- Нить, продетая через маленькие кусочки мягкой канители, крепится к ткани подобно бисеру.
- Сквозь растянутый длинный кусочек канители продевается нитка, которая крепится к основе. После этого канитель дополнительно в нескольких местах прикрепляется к ткани.
- Жесткая канитель несильно растягивается и в нескольких местах крепится к основе. При этом не требуется продевать через нее дополнительную нить.
Богатые узоры
В самом начале своего пути канительное шитье было орнаментальным: оно повторяло узоры турецких тканей и византийских паволок (ведь, как известно, мусульманам категорически запрещается изображать людей на вышивке и картинах). Но вместе с этим русские мастерицы не забывали и о природных славянских оберегах, изготавливая цветочные орнаменты. Вышивка канителью невероятной красоты встречалась на кокошниках. Узор ее представлял собой куст, или дерево, симметрично раскинувшее фантастической красоты стебли и цветы по обе стороны кокошника. Вышивку золотом изготавливали на рукавах, сапожках, словом, на любой ткани, не «сбоящей» под канителью.
С приходом на Русь христианства канительное шитье было высоко оценено священнослужителями. Ведь блеск золотого облачения всегда создает радостное и приподнятое настроение, придает торжественности службе. Богато выглядящие одежды священников, вышитые золотом, дошли и до нашего времени. Из-за этого православную церковь часто называют «пышной, восточной, византийской». В тот же период получили широкое распространение и иконы, шитые золотой канителью. Появилось «лицевое» шитье – вышивка ликов святых. Иконы, облачения изготавливались с огромной тщательностью: очень важно было точно «попасть» в тональность сюжета, акцентировать святость облачения посредством сложной игры света и тени, варьирования фактуры канители, направлений прикрепа. Сначала над тканью работал «знаменщик», наносивший на нее рисунок, если предполагалась вышивка лика святого, в работе принимал участие иконописец, травы изготавливал так называемый «травщик», надписи — словописец. И уже полностью подготовленный материал переходил в руки золотошвеек.
Со временем технология «золотной» вышивки постепенно совершенствовалась. Для изготовления рельефной вышивки стали применять застил: ткань на месте выпуклости сначала простегивалась обычными нитями, после чего канитель слегка поднималась, широкое использование получили подкладки из бумаги и бересты. Как бы мы сейчас сказали, произошло появление первой «3D-вышивки».
Кроме одежд служителей церкви, нередко золотым шитьем украшались русские стяги, военные облачения князей, что подчеркивало богатство и знатность их владельцев. Такие военные атрибуты часто становились желанной добычей врага. Впрочем, долгие годы татаро-монгольского ига благоприятно сказались на развитии шитья канителью. В вышивке XIII-XIV веков, сделанной «на заказ», явно прослеживаются мотивы азиатского искусства.
От царей до крестьян
XV век принес на Русь новую волну турецких и иранских тканей и модных восточных узоров. В летописях отмечается, что золотошвейки с удовольствием вышивали на бархате и атласе заморские ирисы, звезды, яркий, крупный рисунок. Вышивка канителью к тому времени прочно «прописалась» в царских палатах. Цари спали на золоте, носили расшитые золотом одежды, отдыхали на подушках, расшитых золотошвеями. Мастерицы не успевали выполнять заказы на свадебную вышивку. Вышивали на праздничных рубахах, очельях, шапках, кисейных платках, кокошниках, венцах, повойниках, лентах, передниках, девичьих покры¬валах, поясах, рукавицах и душегреях, сумках, кошелях, ферязях, сафьяновых са¬погах, туфлях и даже на конских попонах и седлах. Канитель удачно сочетали с жемчугом и драгоценными камнями, что придавало вышивке еще большую оригинальность.
Впрочем, к тому времени уже появились металлические нити, вышивку из которых могли себе позволить не слишком богатые горожане.
XVII-XVIII века — время расцвета светской эпохи, ознаменовавшееся активным проникновением канительной вышивки в одежды государственных чиновников. Чем выше было положение «госслужащего», тем богаче был его мундир, тем больше на нем канительного золота. А в середине XIX века канителью расшивали даже крестьянские платья. К сожалению, это был закат канительной «богатой» вышивки. Прекрасное старинное искусство постепенно уходило в прошлое. Пышные чиновничьи мундиры сменились скромными сюртуками и фраками, кокошники – шляпками и скромными платками. Одежда стала практичной и относительно дешевой. Окончательно канительное шитье забылось после Октябрьской революции. Расшитые канителью ризы, покровы и оклады растащили большевики, немногие из предметов церковного и повседневного обихода попали в музеи, где их демонстрируют как диковинки прошлых лет.
Вторая жизнь канительного шитья
Вторую жизнь вышивка канителью получила во второй половине ХХ века. Канитель оказалась идеальным вариантом для вышивки шевронов на униформе. Вслед за военными канитель стали широко использовать дизайнеры интерьера в драпировках помещений. Удачно смотрелись покрывала и занавеси, украшенные канителью. Современные технологии позволили изготавливать разноцветные канительные нити, что очень оживило старинный промысел.
Канитель стали использовать в украшении повседневной одежды. Особенно хорошо такая вышивка, как и раньше, смотрится на толстых тканях. В этом смысле очень выигрышным вариантом оказалась канительная вышивка на дениме. Вышивка золотыми и серебряными нитями в сочетании с пайетками, бижутерией очень удачно смотрится на спинках джинсовых курток. Канитель стала идеальным решением для воспроизведения этнических мотивов, восточных и древнеславянских. Модные дизайнеры, например, Таня Берлин, создают из канители узоры, в которых удачно сочетаются традиции и современность. «Тяжелая» канитель в ее руках становится воздушной и хрупкой.
Ярославская вышивальная фабрика, может предложить весь спектр вышивки канителью. Это в первую очередь нашивки и военные шевроны, эмблемы по любому эскизу заказчика на толстых тканях – дениме, бархате, сукне, подарки с канительной вышивкой. Подобная вышивка смотрится богато, привлекательно и оригинально. Эксперты признают, что у канители большое будущее. В качестве декоративной этой вышивке нет равных.