Главная / Энциклопедия машинной и ручной вышивки / Золотное шитье: история и секреты "драгоценного" рукоделия

Золотное шитье: история и секреты "драгоценного" рукоделия

«…То ль серебро,
То ль золото искрится,
То ли струятся слезы по шитью…»
А. Дементьев

Золотное шитье занимает особое место в истории вышивки, и по сей день остается одним из самых трудоемких и кропотливых видов рукоделия. Мастерицы, владеющие техниками золотного шитья, ценятся по всему миру, а работы стоят достаточно дорого. Если раньше вышивка создавалась из золотых и серебряных нитей, и называлась «золотой», то сейчас она получила название «золотной», значимость которой придает уже не материал нитей, а искусство, передаваемое из поколения в поколение.

Золотное шитье

Золотое шитье появилось еще во II веке до н.э. на северо-западе Малой Азии. В то время вышивка называлась атталинской – в честь правителя Атталу, при котором была основана. В Древнюю Русь изделия с золотым шитьем были завезены из Византии в 10 веке. Несмотря на высокую стоимость, расшитые полотна и наряды сразу начали пользоваться большим спросом. И уже к 12 веку в древнерусском государстве стали появляться собственные золотошвейные мастерские.

Золотошвейка, В. Тропинин 1826 г.

Золотошвейка, В. Тропинин 1826 г.

Нити для золотого шитья на Руси в основном завозились с Запада (из Голландии, Венеции) и были четырех видов:

  • Волоченые (тончайшая золотая или серебряная проволока);
  • Пряденые (льняная нить, туго обвитая золотой волоченой нитью);
  • Бить (узкая золотая или серебряная полоска);
  • Скань (шелковая или льняная нить, обвитая золотой или серебряной проволокой).

Из-за материала используемых нитей, наряды получались не только дорогими, но и тяжелыми – вес одного изделия мог превышать 20 кг. После 16 века на смену чистому золоту в нитях пришли позолоченное серебро и латунь с добавлением золота, которые получили название «золотных нитей».

Продолжительное время золотошвейные мастерские были расположены только при монастырях. Там создавались плащаницы, иконы, одежда для священнослужителей при помощи орнаментального и лицевого шитья.

Плащаница. Начало XV в.  Икона. Святые великомученицы Екатерина, Анна, Параскева, 1731 г.

Затем мастерские художественного шитья («светлицы») стали появляться при царских и боярских домах. Мастерицы расшивали головные уборы, воротники и манжеты, женские сумочки и футляры для оружия. Все эти вещи трепетно берегли, передавали по наследству и дарили молодоженам в качестве приданого.

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 г.

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 г.

Для создания качественной вышивки золотошвейки использовали специальную деревянную катушку – витейку. Благодаря равномерной намотке нитей на инструмент, они не соприкасались с руками, тем самым не путались и не окислялись. Чтобы золотные нити не скользили по катушке, первый слой на витейке делали из хлопковой нити. Данный инструмент в золотном шитье используют по сей день.

Витейка - деревянная катушка для золотного шитья Витейка для золотной нити

Вышивка Мукаиш - разновидность золотного шитья

Одной из разновидностей золотного шитья является вышивка Мукаиш (Мукеш, Мукейш) - вышивка плоской тонкой металлической нитью.  Также известна как Бадла.

Вышивка Мукаиш

Занимались таким видом рукоделия преимущественно в городе Лакхнау в Индии и украшали одежду королевской семьи, поскольку нити изготавливали из чистого золота и серебра. Так как сари, украшенное только  Мукаиш,  было само по себе очень дорогостоящим, то её начали объединять с вышивкой Чиканкари, где используется более 30-ти различных видов стежков.

Традиционно работа Мукаиш состояла из трех этапов:

  • Чапайи

Первым делом переводили рисунок на ткань с помощью трафарета из перфорированной бумаги или печатали на ткани, используя смесь жевательной резинки и специальный порошок индиго «neel».

  • Такаайи

Далее работали с проволокой для вышивки: ее растягивали на полосы и пропускали через огонь, чтобы металл приобрел разные оттенки. Затем проволоки разрезали еще на более тонкие отрезки и отбивали при помощи небольшого молотка. Так получали нити, плотностью как бумага. Именно такой тонкий материал можно было вплетать в ткань.

  • Гутаайи

      Третий этап – вышивка битью. После ткань расправлялась, выравнивалась и тщательно осветлялась стеклянной бутылкой или ракушками каури. Все эти процессы устраняли комки на вышивке, полировали металл, делая его более ярким и блестящим.

Самые известные приемы техники Мукаиш:

  • Фарди ка кам (точки)

Это самый основной, известный и широко используемый вид мукаишских работ для создания узоров. Размер точек определяет ширина проволоки, чем точнее точки, тем они дороже.

Фарди ка кам (точки)

  • Чалла (кольца).

Чалла (кольца)

  • Камдани

Проволока, прикрепленная к небольшой длине нити, протягивается через ткань иглой, красиво образуя мотивы. Чтобы облегчить процесс заправки нити в иглу, проволока прикрепляется к небольшой длине нити. Можно создавать любое количество узоров и мотивов, благодаря чему они становятся популярными как «причудливый каам».

Камдани

В период колонизации Индии эти виды вышивки стали известны в Европе и использовались  при украшении роскошных нарядов дам и камзолов кавалеров.  В 19 веке в России битью в сочетании с другими материалами расшивали церковные облачения и бальные платья.

Длительное  время эта уникальная вышивка использовалась крайне редко,  но сейчас многие знаменитые дизайнеры используют ее в своих работах: Alexander McQueen, Georges Hobeika, Azzi &Osta и другие.

Azzi &Osta Georges Hobeika

Чиканкари и Мукаиш

Вышивка Мукаиш широко используется с техникой Чиканкари, поскольку обе формы ремесла родом из Лакхнау и всегда были спутниками друг друга. На подиумах, в бутиках и в Домах Мод работа Мукаиш теперь рассматривается как часть Чиканкари. Вышивка используется на различных тканях - от жоржета до крепа, хлопка, шифона и тюссера. Однако сочетание белого чистого жоржета и вышивки Чиканкари и Мукаиш остается любимым среди ремесленников.

Вышивка в технике «Or Nue»

Еще одной вариацией золотного шитья является испанская вышивка «Or Nue», которая с английского переводится как «нюанс на золоте». Данная техника пришла к нам из Средневековья и в некоторых источниках называется как бургундская вышивка или итальянская теневая гладь.

Вышивка в технике «Or Nue»

Изделие, выполненное в технике Or Nue, получается эффектным за счет того, что вышивка переливается. Достигается это за счет разной частоты стежков. Узор вышивается непрерывно в одном направлении, снизу вверх, сверху вниз или спирально из центра. Золотые нити накладывают параллельными рядами и прикрепляют их стежками шелковых нитей или нитей крученого хлопка.

Нити в золотном шитье применяются следующих видов:

  • Индийские золотые нити. В их основе лежит хлопковая нить, обвитая металлизированной.
  • Пакистанские золотые нити представляют собой очень тонкую металлическую нить, по целостности похожую на мононить или проволоку.
  • Нити Мадейра – тонкие металлизированные нити, скрученные между собой.
  • Имитация золотых нитей.

Традиционное золотное шитье сегодня сохранилось не только в церковной вышивке, но и активно используется на мировых подиумах. 

Dolce & Gabbana Alexander McQueen

Такие дизайнеры как Dolce & Gabbana, Guo Pei, Elie Saab, Alexander McQueen, Elsa Schiaparelli,  Georges Hobeika декорируют платья, жакеты броши, клатчи и эполеты вышивкой золотом.

Guo Pei

Особенности золотного шитья

 Отличительной чертой золотной техники вышивки являются:

1. Использование разного вида подложек:

  • Картон

Используется, когда края фигуры необходимо сделать четкими. Кусок картона вырезается четко по размеру вышиваемой фигуры.

  • Фетр и бель

Используются для создания объемных элементов.

2. Вышивка жемчугом

Жемчуг пришивают двумя способами:

  • Отдельно каждую бусину;
  • Нанизывая бусины на длинную нить.

Золотное шитье: вышивка жемчугом

3. Вышивка канителью, трунцалом и битью

Какое золотное шитье без канители, трунцала и бити? Стоит сказать, что вышивка данными материалами проще, чем золотными нитями, но для этого нужно учитывать следующие тонкости:

  • Мягкую канитель необходимо нарезать чуть больше ширины настила, чтобы она полностью закрыла край. Возьмите иголку с рабочей нитью, закрепите и выведите с изнаночной стороны на лицевую.
  • Жесткую канитель перед работой необходимо растянуть и выложить по рисунку, а затем прикреплять рабочей нитью через край за витки.
  • Бить похожа на тонкую узкую полоску фольги, но только прочную. Ее пришивают либо специальной широкой иглой, либо швом «вприкреп».

Вышивка канителью, трунцалом, битью

Освоить все вышеперечисленные техники самостоятельно довольно трудно. Неспроста в давние времена все секреты золотошвейного искусства передавались от мастерицы к мастерице. Сегодня вы можете познакомиться с основами золотного шитья в Школе ручной вышивки «EMBcentre» на очных и онлайн курсах. Мы уверены, что как начинающая, так и опытная вышивальщица откроет для себя золотную вышивку с новой стороны.

Золотное шитье: история и секреты "драгоценного" рукоделия

Технологии, Статьи, Ручная вышивка   19 января 2023

Обратный звонок
Оставьте ваш телефон и наш менеджер свяжется с вами в указанное время.
Контактная информация
Оставить заявку
Оставьте ваш телефон и наш менеджер свяжется с вами в указанное время.
Контактная информация